Лада Нива Travel
Нива остается одним из самых дешевых автомобилей повышенной проходимости в мире. Для людей, которые с ней не знакомы, остается загадкой, зачем в салоне этой машины три рычага? На самом деле, именно они делают ее внедорожником.
Рычаг блокировки
Нива имеет полный привод на все четыре колеса. Он постоянен и разделяется лишь межосевым дифференциалом. Дифференциал необходим для создания разницы вращения осей в зависимости от дорожного покрытия и поворота автомобиля. Если бы связь между осями была жесткой, то Ниву постоянно бы заносило в поворотах на льду. Однако у дифференциала есть минус - он отдает мощность на ту ось, которая встречает меньше всего сопротивления.
Если Нива застрянет, то крутиться будет всего одна ось, что уже лишает ее статуса внедорожника. Дабы исключить такое противоречие, в раздаточной коробке предусмотрена блокировка межосевого дифференциала, которая делает связь обеих осей жесткой и распределяет момент строго 50 на 50. Рычаг блокировки расположен ближе всех к рычагу скоростей и чтобы включить блокировку - нужно потянуть его назад.
Рычаг пониженного и повышенного ряда передач
"Понижайка" - тоже неотъемлемая часть внедорожника. Основная цель понижайки - повысить тягу двигателя и сохранить жизнь сцеплению. Рычаг, который разделяет ряды передач - расположен позади всех. Когда он отведен назад - включен повышенный ряд. Его водитель использует большую часть езды на Ниве по дорогам общего пользования. А когда передвигает этот рычаг вперед, включается пониженный ряд. Вот он-то иногда помогает на бездорожье.
Подняться в гору, забраться на бордюр или тронуться на очень крутой подъем без пробуксовки - все это требует очень короткой передачи и тягового двигателя. Но оснащать машину таким рядом передач было бы не экономично, да и максимальная скорость бы пострадала. Для этого создали пониженный ряд передач. Они позволяют двигаться на сцеплении там, где на обычной машине придется "добавлять газку". Что не очень удобно и способствует быстрому выходу из строя сцепления.
Чтобы понять работу понижающих передач, необходимо просто взобраться на высокий бордюр на обычной машине, а затем на внедорожнике. Разница будет очевидна.